Данные проспективного рандомизированного исследования

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Данные проспективного рандомизированного исследования" на нашем сайте, посвященному лечению печени.

Оглавление [Показать]

???????? ??????? ? ????????? ???????? ???????? ????????????? ??????????? ????????????, ????????? ??????? ????????????? ???????? ???????? ?????????? ??????????? ????????????, ? ??? ????????? ???????? ????????????, ?????????? ???? ????????????, ?????? ??????????? ? ???????????? ??????? ?????? ??? ????????.

??????????, ????? ??????? ????????????? ??????????? ???????????? ? ? ??? ???????????? ????? ???????? ????? ????. ??????? ????? ???? ?????????? ?????? ???? ?????? ???????? ????? ?????????, ?? ?? ?????? ?? ??? ??? ????????????????? ??, ??????? ?? ???????????? ?????? ? ???????? ? ?????? ???????? ????????????, ?????????? ???? ?????????????. ?????? ?????????????? ????????????? ??????????, ?? ????????? ? ???, ??? ??????????????? ???????????? ? ?????? ?????????? ???????? ?????????? ???????????, ??? ???????????? ????????? ?? ???????????? ???????????????? ? ????????? ???? ????????????.

???????? ?? ????? ???????????? ????? ????????? ?? ????????????????? ??????????? – ??????????? ??? ????????????, ?? ??????????? ? ???????-?????? ???????-?????????????? ????????????????? ????????????? ?????????????? ????????????? (??????? ????? ?????????? «??????? ??????????» ??????????? ????????????), ??? ??????????? ????????, ? ?? ?????????? – ??? ??????? ?????? ??????? ????????. ?????? ??????, ???????????? ???????????? ?? ?????????????? ????????????? ??????, ????????? ?????? ?? ???????? ??????? ?????????????, ???? ??? ?? ??????????? ? ????? «???????? ?????????». ????? ?????????????????, ????? ????? ??????????????? ?????? ????????????? ???????, ????????? ??????????? ????? ????????????? ??????????? ???????????? ???????? ???? ??????????? ???? ? ????????????? ???????? ? ?????? ??????? ???? ??? ?????? ????????? ??????. ????????? ????? ?????? ???????????? ?? ????????????? ? ?????? ???? ????? «???????? ?????????», ??? ?? ????? ???????? ????????? ?????????? ???? ???????????? ??? ???????? ? ???? ???????? ???????? ???????????? ??????????? ????????.

? ????? ????????? ??? ??????????? ??????? ???????? ? ??????????? ???????????? ?? ??? ????????? ? ???????? ????? ???????????? ? ???????? ???????? ?? ????????????? ????????, ?? ???????????????, ??? ????????? ????? ? ????? ?????? «???????» – ?????????? ??????????, ???????????? ????????? ???????, ????????????????? ?????? ??????? ??? ????????????, ????? ??????????????? ???????, ????? ?????? ????? ? ?????? ??????.

? ??????????? ?? ?????????? ????????????????? ??????? (??????), ? ??????? ?????????? ?????????? ?? ????????, ???????????? ? ????????????, ??????????? ???????????? ????? ???? ????????????? ? ??????????????. ??? ?????? ??????? ????????? ? ????????????, ??? ?????? ??????????? ???????????????? ??????? ????????? ??????????????? ??? ?????? ?? ?????????? ????????????. ????????, ???? ? ???????????? ? ???????? ?????? ?? ???????? ??????? ????????? ??????? ?????????????? ????????? ?? ????? ??????????, ? ? ?????-?? ???????? ?????? ?????? ?????????? ???????? ??????? ????????? ????? ?????????? (????????????? ????????, ??????????? ????????, ????????????? ??????????, ?????? ?????????????????? ????????????? ???????, ??????????? ?????-?? ??????????? ??????? ? ????????? ??-?? ?????????? ??????????? ?????????? ????? ? ?????? ?????????? ???????, ?? ??? ?????????? ??????? ?????????? ?????? ???????-?????????? ???????????? (????????? ???????? ??? ???? ?????) ??? ?????????????? ?? ?????? ???????? ??????? ?????? ????? ???????? ?, ?????? ?????, ???????????? ??? ?????????????? ????????? ??????; ????????????? ???????????? ? ???? ??????? ??????? ?? ? ??????? ????? ????????? ???????.

??????? ??????? ????????????? ???????????? ????? ????????????? ????? ??????????? ??????, ??? ??????? ?? ?????????? ??????????, ?? ??????????????. ????? ????, ? ?????? ?????? ????????? ?????????? ?????? ????? ?????? ? ??????? ???????????? ????????? ??????? ???????????? ??????? ?????????? ??? ???????????? ????????? ?? ??????? ????????? ???????????????? ? ? ??????????, ??????????? ??? ?????????? ????????????. ???????? ???????? ??? ??????????? ???????? ??????, ??????? ?????? ??????? ?????? ???????????? ???????????? ? ?????????? ??????? ???????, ???????? ? ?????????????? ??????????????? ?????? ?????????????? ????????????, ???????? ???? ????????? ????? ??????????, ??? ????? ?????????? ?????????.

?? ??????? ?????? ????????? ? ???????????? ????????? ????????????????? ? ??????????????????? ????????????.

? ????????????????? ???????????? ????????, ????????? ???????? ?????????, ?????????????? ?? ??????? ????????? ??????? (????????, ? ??????? ??????? ????????? ????? ??? ?????????????????? ????????? ?????, ???????????? ???????????). ????????? ???????????? ????????? ?????-???? ???????????? ??? ?????????????? ????? ????????? ? ?????????? ?????? ?? ??? ??? ???? ????????? (?? ???? ??????????? ??????? ??? ?????????????? ??????????????, ??? ? ??????????????? ??????). ????? ???????, ?????? ??????? ????? ????? ?? ???? ???????? ??????????? ??? ??????????? ???????? (??? ???????), ??? ? ????? ?????? ???????? ????????????. ? ??????????????????? ????????????, ??????????????, ????????? ???????????? ?? ??????????.

??? ???????, ????????????????? ???????????? ???????????? ??????? ??????? ??????? ??? ?????? ? ???????????? ??????, ??? ?????? ??????????. ?????? ?????????? ???????????? ?????? ?? ?????? ???????? ?????????. ??? ????????? ??????????? ???????????? ???????????? ???????? ?????????? ??? ?????????????, ?????? ?? ??????? ????????????. ????????, ???????? ???????????? ????? ????????????, ??? ??????????? ???????? ??????????? ? ????? ??????? ???????? ?????, ????? ? ??? ????????? ???????????, ??? ???????? ?? ?????????? ?????, ?????? ?? ????????????, ??????????? ? ???????????? ??????. ??? ???? ????????????? ??????? ??? ??????????? ???????? ????? ????? ???????? ????? ???????? ?????????????? ? ????????????? ?????? ??????? ??????. ????? ????, ??? ???????????? I ????, ????? ?????????? ?????? ??????????, ????????? ?? ????? ????????????? ???????? ???????????????? ???????, ??? ???????, ???????????? ????? ?? ?????????. ????? ???????????? ?????????????? ????????????? ?????????, ? ??? ????? ??? ??????? ?? ???????, ????? ???????????? ??????? ? ??????????? ???????????? II ? III ????, ??? ??????? ???????????? ??? ?????????????.

???????? ?? ????? ???????? ???????? ?? ????????? ??????????? ??????? ????????????, ??????? ??????????? ????? ?????? ????????????? ??????. ???????????? ????? ?? ????????????, ??? ??? ?????????????????, ????? ???????? ? ??????? ????????????? ???? ?????????? ? ??? ???????????. ???????????? ????? ???? ????? ?????????????? – ????????, ??? ?????????? ??????? ?? ?????? ?? ?????? ??????? ???????, ?????????? ?????? ??? ???? ????????. ????? ????????????? ???????????? ? ??????? ??????? ????????? ?????, ?????? ????????? ??? ????????????? ?????????????. ?????????? ????? ??? ?????????? ????????????????? ???????????? – ? ?????? ???????????? ???????? ??????????? ?????????????? ?? ????????? (????????, ????????? ????????, ?????????? ? ??????? ?????) ? ?????? ????? ??????????????? – ???????? ? ?????? ?????????. ????????????? ??????, ?????????? ? ?????????????? ????????????????? ????????????, ????? ????? ??????? ????????????? ????. ????? ????, ???????????? (?????????? ?? ???????) ????? ???? ??????????? ?????????. ???? ? ??????? ?????? ?? ??????????? ?????? ????????????, ??? ???? ?? ???? ?????? ??? ???????? ??????? ??????????? ????????????.

??? ????????????, ??? ? ???????????????? ???????????? ?? ????????? ????????? ??? ???????????? ???????????, ?????? ??? ?????? ?? ????????????? ? ??????? ????????? ??? ????? ????????? ? ???????????, «????????? ?? ? ??????» ??? ?????? ????? ?????????, ??? ?????????? ?????????? ?????????? ???? ?????? ? ???????????????. ??? ?? ?????? ?????????? «????????????» ???????????? – ????? ? ???????????? ??? ????? ???????? ?????????? ?????????? ???????????? ?? ??????? ??????????? ??????, ?? ?? ????? ?????????? ??????? ?? ?????????? ????????????.

?? ??????? ?????????? ?????? ???????????? ????? ???? ???????? ??? ??????.

? ???????? ??????????? ???????????? ??? ????????? (????????????, ???????????, ?????, ????????) ?????, ????? ???????? ???????????? ? ??????????? ????????. ? ????? ? ??????? ????????????? ?????????????? ????? ???????????? ?????????? ????? ????????, ???? ??-?? ????? ???????? ? ????????? ??? ????? ???? ??????? ? ???????? ????????? ???????? ???????????? ??? ??????????? ??????????????? ??????????? ???????? ?????????. ??? ???????????? ??????????? ????????, ????? ???????? ????????????? ?????????? ??? ???????????????, ???? ??? ???????????? ???????? ???????????? ????????????. ???, ????????? ???????? ??? ????????????, ??????????? ????????? ??????????????? ??????? ? ??????????? ???????????? (????????, ???????? ??????????? ?????????????/????????????? ??????? ? ????????? ? ??????????????? ????????????? ? ?????????????).

?????? ???????????? ????????????? ????????? ??????? ?????????? ???????? ? ???, ??? ?? ?????????? ???????????? ????? ????????? ?????????. ? ??????? ?????? ???????????? ???????? ?? ?????, ????? ????????? ?? ?????????; ? ???????-?????? – ????? ?? ????? ?? ????????, ?? ?????; ? ???????-?????? (?????? ??????) – ?????? ?? ????? ???????????? ??????? ???? ??? ??? ???????????, ??????? ?????????? ?????????????? ?????????? ??????. ??? ?????? ??????? ?????????? ??????, ??? ???? ???????????? ? ??????????? ????????????, ?? ????? ? ?????????. ?????? ?????? ???????????? ????????? ??????? ? ??????, ??? ??????? ????????. ??????? ???????-?????? ????????, ???? ? ???????????? ?????? ??????????, ??? ???????-??????, ???????????? ????? ?????, ? ?????? ???????-?????? ???? ????????? «??????? ??????????».

???????????? ????? ???? ?????????????? ??? ????????????????. ??????? ???????? ???????? ???????????? ?????? ?? ????????? ??????????? ???? ????????.

? ??????? ?????? ??? ?????????????? ????????????? ??????????????? ????????????, ? ??????? ?????????????? (?? ??????????? ?????????????? ??? ???????????) ????????????? ????????? ??????????????? ??????. ? ????? ?????? ???????? ?? ???????????????? ???????????? – ??? ?????? ??????????? ????, ??? ??? ?????????? ? ??????? ???????????? ? ??????????, ?????????????? ???????????? ?????????? ? ????. ??????????? ????????????, ??????? ???????????? ? ????????????? ??????? ????? ??????, ???????? ???????????????, ????????? ??? ???????????? ??????????? ???????? ???????????????? ???????????? ?????? ? ????? ??????????? ?????????? ? ???????????? ??????? ??????. ??????? «????????????????» ? ???? ??????, ??? ???????, ?? ??????????? ?????????? – ??? ??????????????? ?? ?????????.

??????? ???? ??? «?????????????????» ??????? ? ???? ???????? ???????? ????????? ? ???????????? – ? ????????? ? «??????????? ??????????» ??? ??? ?????? ?????????.

? ?????????????? ????????????? ????????????? ???????? ????????? ??????????? ? «??????????? ?????????». ? ???????? «????????» ????? ????????? ??????? (???????-?????????????? ????????????) ??? ????????/????????? ????????? (????????????? ????????????). ????? ????? ???????????? ????????? ? ??? ?? ??????????, ?? ? ?????? ???? (? ?????? ??????? ??????), ?????? – ? ???????, ?? ?????????? ???????? ??????? (? ??? ????? ? ???????).

? ????????????? ????????????? ? ???????? ????????? ?????????, ??? ???????, ???????????? ????? ???????????, ???????? ?????????, ???????????? ??? ?????? ????????? ??????? ? ? ?????? ??????????? ???????? ???????? – ?? ??????????? ??? ?? ????????????????? ??????, ??? ? ??????????? (?????) ????????. ????????, ? ?????????????, ??????????? ???????? ????? ?????????? ???????, ????? ????????????? ?????????? ?????? ????????? ????????? ??? ???????, ? ????????????? ?? ???????? ??????????????? – ??????????????????? ??????? ??? ???????????, ? ????????????? ?? ???????? ?????????????????? ?????????? – ????????????????? ???????. ?????? ???????? ????????? ?????????? ?? ?????-?? ?????? ?????????, ? ? ????? ?????? ?????? ???????? ???????????? ???? ?????. ????????, ? ???????????? ONTARGET ??????????? ??????????? ? ?????????? – ?????????? ?????? (???? ? ??????) ???????????????? ??????. ??? ??????????? ???, ???, ???? ?? ????????? ??????, ??? ????????? ??????????? ? ???????? ??????? ?? ??????????????????? ? ??????????????????? ???????? ?????????????? ????? ????? (?????????? ?????????? ???????????? II ? ??????????? ???, ??????????????), ? ???????? ????? ? ???????????? HOPE ????????????????? ??????? ????????????? ? ???????? ????????-?????????? ?????????????? ? ?????????? ? ??????? ???????? ?????, ? ??? ??????? ???????????? ONTARGET ???? ?????????????? ?????????? ????? ?? ??? ????? ?????????? ???????????? ? ??? ?? ????????? ??????? ? ??? ????????????.

?????? (????, ?????????) ???????????? ????? ???? ??????? ? ???????. ?????????? ????????? ???????? ????? ???????????? ????????? ??????????? ????????: ??????????? ???????????? ? ????? ?????? (single group design), ? ???????????? ??????? (parallel group design), ? «???????????? ??????» (crossover group design).

???????????? ? ????? ?????? – ????? ??????? ??????? ???????, ??? ????????? ???????????? ???????? ???? ? ??? ?? ????????. ????? ?????? ???????????? ???????? ????????? ??????????? ??????? ? ???????? ?????????? ?????????. ??????????????, ? ???? ????????????? ??? ?? ???????????? ?? ??????, ?? «????????» (????????? ????????? ??? ???????). ?? ??? ?? ??????, ??? ?? ?????????? ?? ????????????? ? ????????????? ????????. ??? ???????, ??????????? ???????????? ? ????? ???????? ?????? ???????????? ? I ???? ???????????? ?????? ?????????????? ?????????, ? ?? ?????? ?????????? ??????????? (???? ??? ????????????) ??????????? ????? ??????? ????????????, ??????????? ???????? ????? ??????? ????????????? ??????. ?????? ???????????? ? ????? ?????? ???? ?? ???? ?? ????? ???? ?????????? ??? ?????-???? ????????? ??????? ?? ????????????? ??? ???????????? ????????? ? ??? ????? – ??? ???????????? ???????????? ?? ??? ?????????? ? ??????????? ????????.

??????????? ???????????? ? ???????????? ??????? ????? ???????? ??? ?????? ????????? ? ?????. ??? ???????????? ?????? ??? ???????-??????????????? ????????????. ????? ????, ? ????? ????????????? ????????? ?????? ????????? ? ????????? ???? ? ?????? ?/??? ? ???????, ???? ? ??? ?? ???????? ? ?????? ????? ??? ? ??????? ???????? ???????? ? ?.?. ??????????, ???? ??? ???? ????????????? ?? ?????? ????? ????????? (????????????), ? ???????? ????? ????????????? «??????????» ????????????. ??????????? ??????????? ????????? ?????????? ? ??????? ???????????? ?????, ????????? ?????? ????? ?????? ???????????? ????????? ??????????? ??????????????????? ???????

???????????? ? «???????????? ??????» ????????????? ????????? ??????? ??????? ?? ???? ????????????: ??????? ???????? ?????? 1 ???????? ???????? ?, ? ???????? ?????? 2 – ???????? ?, ? ????? ???????????? ?????? ??????? (?, ??? ???????, ????? «???????????» ???????) ? ?????? 1 ??????????? ??? ???????? ?, ? ? ?????? 2 – ???????? ?. ????? ?????? ????????? ???????? ????????? ?????????? ??? ? ?????? ??????? ?????????? ????????????, ??? ? ?? ????? ? ??? ?? ?????????. ???????????? ? ????? ???????? ?????? ?????????? ??? ???????? ??????????????? ? ??????????????? ?????????????? ?????????, ???????? ?????????? ????? ???????? ? ? ???????????? ???????, ???????? ? ????????????? I ? II ????. ????? ????, ???? ?????? ???????? ??? ?????? ????????????? ??????? ? ????????? ? ???????????? ?????????????, ??????? ?????? ????????? (??????????) ????????? ???????????? ???????????. ?????? ?????? ?? ????????????? ??????? ?? ?????? ????????? ???? ?????? ????? ????? ???????????? ????????????? ????????, ???????? ??? ??????????? ??????? ???????.

? ???? ??????? ?????? ??????????? ???????????? ???????????? ??????????? ???????? ??????? ??? ????????????? ???? ???????????? ?????? ????????????, ???? ????? ??????? ??? ????. ? ????? ?????? ?????? ???????????? ???????? ??????????? ???????? ?, ???? ??? ??????????, ???????????? ????????????.

?? ??????? ???????????? ? ??????????? ???????????? ??? ????? ???? ????????????? ??? ???????????????.

????????????? ???????????? ??????????? ? ?????????? ? ?????????? ? ?????????????? ?????????? ?? ?????? de novo. ??????????????, ? ????? ???????????? ?????????? ???? ?????????? ?? ??????????, ???? ? ?????? ??????. ??????????????? ???????????? ?????????? ??????, ????? ?????????? ??????? ????????, ? ?? ????????????? ?????????? ?? ??????????, ? ?????? ???? ?????? ? ?? ?????? ?? ???????????? ?????????. ???????????? ?? ????????? ???? ?? ??????????, ? ?????? ??????????? ???????? ?????? ???????? ???????????? ???????. ??????????????, ??????????????? ???????????? ?????? ????? ? ???????, ??? ?????????????, ?? ????? ?????? ???????? ? ????? ?????? ????????????? ????????. ????????????? ???????????? ????? ??????????? ????????? ? ??????, ??????? ????????? ????, ????????, ?????? ????????????. ??? ????????? ??????????? ??? ???????????? ?????????? ????????, ???????? ?? ??????, ?????????? ?????????? ? ???? ?????. ??????????????? ???????????? ????????? ???????????? ??????, ??????? ?????????? ????? ? ?????????? ??????? ??????, ? ?????? ????? ??????????? ?????????? ?? ????? ????????????? ???? ?? ??????????? ?????????????? ????????????. ??????? ? ????????? ????? ??? ??????????? ????????????? ???????????? ?? ????????????? ??????? ????????, ??? ???????, ?? ?????? ?????-???? ????????? ??????? ? ???????????? ????????????, ? ???? ? ??????, ?? ? ??????????, ??? ?????? ??????? ????????????? ? ????????????? ??????????? ?????????????. ?? ???? ????????? ????? ???????. ??? ?? ????? ?????? ??????????????? ???????????? ?????? ???? ???????? ?????? ????????? ??? ??????????? ?????????????, ? ? ???? ??????? ?? ?????????? ?????? ??? ?????? ????????????? ??????????? ????????????? ?????? ?? ?????-?? ????????, ??? ?????????? ??????? ????????????? ???????????? ???????????? ??????? ??????, ??????, ?????.

?? ????????? ??????????? ???????????? ?????????????? ??

  • ??????????????:

    – ???????????? (????????, ???????? ???????????? ??????, ???????? ????? ???????);

    – ????????????? (????????, ???????????? ???? «??????–????????»);

  • ????????????????? (?? ?????? ? ????????????? ????????????? ?? ???????? ??? ? ?????????????? ????????? – ????????, ??????? ? ?.?.).

?????????????? ???????????? ???????? ?? ?????????? ?? ???????????. ?????????? ????? ???? ????????? ????????? ? ?????????? ?????? ? ???????? ??????????? ???????? ? ???????????, ???????????? ???????????? ??????, ???? ?????? ????????????? ???????? (??????????????? ??? ???????? ?????-?? ????????, ????????? ?????????).

???????????? ???? «??????–????????» ?????????? ?????? ????????? ????? ? ??? ?? ?????????, ?? ??? ???? ? ????? ?? ???? ????? ??????? ?????-?? ???????????, ??????????????? ??????, ??????????, ???????? ??????? ?????? ???????? ? ?.?. («??????»), ? ? ????????? ?????? ?????? ???? ??????? ??? («????????»). ?????????? ???????? ????? ????? ???????? ????? ????????? ???????? ??????? ??? ?????????? ????? ???????? ???????????, ?????????? ????? ????? ???????????????? ???????? ? ???????????? ?????-?? ????????. ????? ???????, ? ??????? ?? ?????????????????? ???????????? ????????????, ??? ??????? ???????? ????????? ?, ? ???????, ????????? ?? ?????-?? ????????, ? ????? ????????? ?????????? ??????????????? ???????, ? ?????????????? ???????????? «??????–????????» ??? ??????????????? ?????? ??? ??????? ? ?????????, ???????? ???? ???????? ??? ?????????, ? ??????? ??? ?????????, ? «???????????» ?????????? ??? ??????????????? ?????? ????????, ??????? ????? ???????? ?? ??????? ????? ???????? ?? ???? ???????. ?????? ?????????? ???????? ? ????????????? ??????? ?????, ????? ???? ?? ?????????? ???????? ?????? ????????? ? ?????????? ??????? ??? ?????????? ??????????????? ??????? ????? ? ???? ???????. ?????????????, ???????????? «??????–????????» ?????? ???????????????.

???? ???????????? «??????–????????» ??????????? ? ?????? ?????????? ????????????, ??? ?????????? ????????? ????????????? «??????–????????», ??? ?????????????, ??????????? ??????? ????????? ??????? (nested case–control study), ?????? ???????????? ????????? «????????? ????????????» (???????????? ???????, ?????? ? ??????????? «nested»).

? ???????????? ???? «????? ???????» (case series) ????????? ?? ??????????? ?????????? ? ?????????? ?????????? ? ?????? ?????????? ?????????? ???????. ??? ????? ???????????????? ?????? ???????? ??????????? ??????? ???????????. ??? ???????? ?????????? ???????????? ?????? (case report), ??????????????, ?????????? ? ??????????? ??????? ? ?????? ? ?????? ???????? (?????? ?????????? ?????????, ?? ?? ????? ??????).

??????? ???????????, ??? ????????????? ??????, ?????????? ? ?????????????? ?????????????, ? ??? ????? ? ???????? ??????????? ???????, ?? ????? ??????????? ??? ???????? ????????, «????????????». ??? ???????? ??????????? ???? ? ????????????? ???????? ? ?????? ?????? ???? ???? ?? ????, ? ?? ?????? ??? ????????? ???? ???????? ????????. ?????????????? ???????????? ???????? ??? ???????? ????? ?????? ????????, ???????? ???, ????????? ??????? ? ????????????????? ??????????? ????????????? ?????????? ??? ????????. ????????, ???????????? ????? ?????? ?????????? ? ???????? ???????? ????????????? ?????????? ????????? ?????? ?? ????? ????????????; ?????? ???? ?????????????? ???????????? ?????? ??? ???????? ????? ???????????, ???????, ?????? ???????? ????????. ???, ?????? ?????????????? ???????????? ???????? ???????? ?????????? ????????????? ?????? ? ??????????????? ??????? ???????????? ????????????????????? ?????????? ? ???????????????? ?? ????????-?????????? ???????. ??????? ??????????? ??????????? ?????????????? ???????????? ????????????? ????? ?????? ??????? ??????.

?????????????? ???????????? ???? ????? ??? ?????? ???????????: ???, ??? ???????, ??????????? ?????? (????? ???? ????????? ? ???????????? ???????? ????? ? ???? ?????? ?? ???????, ??????? ??? ?????? ??????? ????? ?? ?????????? ?? ?????????? ?????? ???), ????????? ?? ??????? ????????? ????????? ??????? ?????? ???????????, ? ????? ??????? ? ?????????? ????????? ????????, ? ???? ?? ??? ???????????? ????????? ???????????? ? ?????????? ????? ??????????? «?? ???????», ???? ???????????? ??????? ???????. ?????????????? ???????????? ????????? ???????? ????????? ??????????????? ??????, ???????????? ????????????????? ??????????? ?????????????, ???? ??? ??? ???? ???????? ??????? ???????????? ????????? ??????????? ??????????????? ?????? – ????? ????, ??? ? ????????????????? ??????????. ?????????????, ?? ????? ????????????? ??????? ????????? ?????????????? ????????????, ?? ?????? ? ????????? ?????????? ???????? ?????? ?? ????????????? ? ???????????? ?????????? ???????????, ??????????? ?? ?????? ?????? ???? ?????????????? ????????????.

????????????????? ??????????? ????????????, ? ??????? ???? ???? ? ???? ?????????????, ?????????? ??? ??????, ??? ? ?????? ???????????? ????? ???????????? ???????????? ????????, ??????? ?????????? ??????????? ??? ???????????? ? ?????????? ?????????????? ???????????? ? ??????? ????????????????? ????????????? (????????, ?????????? ?????? ?????????????? ?????????). ????? ???????, ??? ??? ?? ????????? ?????????? ? ?????? ??????, ?? ???????? ??????????? ??? ??????????? ????????????. ?????? ?? ??????? ?????? ????? «???????????» ? ?????? ??????????? ????????? ? ?????????????????? ?????????????? ??????????????. ???????, ? ????? ? ???? ???????????? ???????? ? ???????????? ????????? ??????????? ??????????? «????????????????? ??????????? ????????????» ??????????? ?? ????????????, ?????????? ??????? ???????????????? (?????????????, ????????????????? ? ?.?.). ????????? ????????????? ?????? ?????????? ?????? ??? ??? ??????????? ?????? «??????????? ?????????», ???? ??? ?? ????? ??????? ????, ????????, ??? ????? «?????????» ? «????????????» ????????? ?????????????????, ? ?????? «??????????? ?????????» ?????? ?????????????? ??? ?????? ??????? ??????? «??????????? ????????????» ??????, ??? ???????? ?? ??? ????????????????? ??? ?????????????? ????????.

???????? ?? ????????, ??? ?? ?????? ?????????? ????? ??????????????????? ?????????????? ? ????????????????? ????????????. ??? ???????????, ?????? ?? ????, ??? ??????????????????? ?????? ?????????? ???????????? ? ?????????????? ???????????? ? ??????????????? ??? ?????????????????? – ?????? ????????? («?????????? ?????? ? ??????»). ?????????????? ???????????? ????????????? ?? ????? ???? ????????????????? ?? ????? ???????, ?? ??? ?? ??????, ??? ??? ??????? ????????????????? ?????????????????? ????????????. ? ???????? – ????????????????? ??????????? ????????????, ??????? ?? ????? ???? ????????????????? ??????????????, ????? ???? ??? ??????????????????, ??? ? ????????????????????.

? ??????????? ?? ??????? ????? ?????? ???????????? ????? ???? ???????????, ??? ??????????? ?? ??????? (longitudinal), ? ???????????, ??? ?????????????? ??????? (cross-sectional).

?????????? ???????????? ???????????? ???????????? ?????? ???????, ????? ??????????? ??????? ? ?????????? ?????????? ?? ??????????. ?????????? ???????????? ????????? ??????? ????????????? ? ???????????? ?????? ??????????, ??????? ??????????? ??????????? ???????????? ? ?????????????? ?????????? ???????? ???????????.

????? ?????? «?????????? ????????????» ???????????? ??? ??????? ??????? «????????? ????????????». ??? ?????? ?????????, ??, ?? ????, ?????? ????????? ?? ???? ? ?? ??, ? ?? ???????? ??? ??????? ????????????? ? ?????-?? ???? ???????????????. ????????? ???????????? ?????????????, ??? ???????????? ?????? ????? (???????) ????????? ? ??????? ?????????? ???????. ????? ????? ???????????? ???????????? ??? ??????????? ??????? ????? ???????????? ???????? (????????, ???????, ?????????? ???). ????????? ???????????? ????? ???? ??? ???????????????, ??? ? ??????????????????, ? ????? ??? ?????????????? (???? ??????? ?????? ?????????, ?? ???????? ?????? ????? ??????????), ??? ? ???????????????? (???? ?????? ?????????? ???????? ??????, ????? ????????? ? ???????? ?????????? ?? ??????????), – ???????? ?? ??? ????????, ????????? ? ????????????? ?????????? ????? ???????? ???????? ???? ????????? ????? «?????????» ? «?????????????» ?????????????. ?? ???? ????? ????????? ???????????? ?????? ?????????????, ? ?????????? ?? ?????????? ????? ???????????? ?? ?????????? ?????????? ???.

????????????? ????? ?????????? ??? ?????? ?????????????????? ????????????? ???????????, ???????? ????? ? ?.?. ? ????? ????????????? ?????????? ?? ??????? ???????? ?????????? ?????? ??????????.

?? ????? ????? ???????????? ????????????? ??????????? ???????????? ?????? ????? ?????? ????????? ?????? ? ???, ??? ?????????? «??????????» ? «????????????» ?????? ?????????? ??????????? ????????????, ? ???????? ?????????? ???????? ??????? ??? ??????? ?? ?????? ???????-?????? ???????-?????????????? ????????????????? ????????????? ?????????????? ????????????. ????? ????? ????????????? ????????????? ???????????? ??????? ???????????????, ??????????????????? ???????????, ??????? ????????????? ?????? ? ???????? ? ???????? ????????? ??????, ????????? ? ???????? ?? ?????????? ????????? ????????? (? ?????? ??????? ???????????????) ? ??????????? ????????. ?????? ????? ???????????? ?? ???????? ???????????? ?????? ??????? ??????? ??????? ????? ? ???????? – ?????? ??????? ????? ????? ????? ?? ????? ? ?? ?????? ??????? ???????? ???????????? ??? ???? ?????????????????? ?????????? ???????? ?????????? ???????? ??? ???????????? ??????????? ?? ???? ? ????????? ????? ??????? ????????????? ????, ???????????? ? ??????????? ?????????? ??? ????? ???????-?????? ???????-?????????????? ????????????????? ????????????? ?????????????? ????????????. ????? ????, ??? ???????????? ??????????? ????????, ??????????, ????????? ????????? ????? ???????????? ???????? ?????????? ??? ???????????????. ????????? ??????????? ???????? ?? ????????? ???????? ???????????? ??? ????????? ???????-????????, ??? ????????? ????????? ????????? ? ??????? ????????????? ????? ?????? ? ???????? ???????????? ?????????? ??????? ????????????? ?????????? ????????????, ? ????????? ????????????? ???????????? ?????? ?? ??????? ????????? ? ???????, ??? ????????? ??????? ?? ?????? ??????? ???????? ????????? ?????? ??????????????? ?????????????? ???????????? ? ?.?. ???????-?????? ???????-?????????????? ????????????????? ????????????? ???????????? ?????? ??????????? ?? ?????? ??????????? ????????, ??? ??? ???? ?? ????? ????????? ?????????? ????????? ????? ?????-?? ??????? ??? ???????? ???????? ??????? ????????????? ??????????. ???????????????? ?????????, ?????????????? ????????????? ????????????????? ???????-?????????????? ??????????? ????????????, ???????? ????????? ????????????? ????????????? ???????, ????? ????????? ?????? ????? ??????? ????? ?????????, ??????????? ? ????????????, ???????????? ????????? ????????? ?????. ?? ?????? ????? ????????? (???????? ???? ??? ??????? ??????? ????? ?????????) ?????? ?? ?????? ???????????? ???????-????????, ?? ???????? ????? ?????? ???????? ?????????? ????????????? ????????????, ??? ??? ??? ????? ???? ????? ??????? (?????????????? ????? ???????????? ??????????????) ??????????? ? ???, ??? ???????????? ? ????? ????????????? ???????? ????? ??? ??????? ?????? ?????????????. ????? ????? ???????????? ???????????? ????????, ????? ?????????? ?????????, ??? ???? ????????????, ???? ????? ????????????? ???????? ??????????? ????? ??????????, ??? ???????? ?????????.

????? ????? ??????? ? ?????????: ???? ???????-?????? ???????-?????????????? ????????????????? ????????????? ???????????? ? ??????????????? ??????? ?????????????? ?????????? ??????, ?? ?????? ? ??? ??? ?????? ????? ????? ????????? ?????????. ? ????? ????????????? ?????? ????????? ????? ????????????????? ??????? ????????? ? ???????? ?????????? ????????? ? ??????????. ??????? ?????????? ?????????? ? ????? ??????????? ?????????? ?????????? ? ??????? ??????????? ???????? ??????? ? ?????????????, ????????, ??? ????? ????????? ????????? ??? ?????? ?????????, ??? ????? – ???????????? ????????? ? ??? ????? – ?????? ?? ????? ???? ????????????. ?? ??????????? ???????????? ??????????? ???????? ? ???????? ??????????? ??????? ?????, ??????, ??????? ?????????????? ?????????????, ??????? ?????????? ???????????? ?????? ?????????????? ????????????? ??????????? ??????? ? ??????? ??????? ?????????. ? ?????????? ????? ???????????? ????? ???????? ?? ??????? ?? ?????? «??? ???????? ?????? ?????????», ??????? ?? ?????? «??? ?????? ???????? ???????? ? ????????? ????????? ?????????». ??????? ??? ????????????????? ??????????? ???? ????????????? ????????-??????? ???????-??????????????? ?????????????????? ?????????????? ???????????? ???????????? ?? ???????? ???????? ??????? ????? ??? ???????????, ??????? ???? ?????? ?????? ???????? ? ????????? ? ????? ??????. ?????? ?????????????? ? ??????????? ??????????? ?????????????? ???????????? ????? ???????????? ? ???? ????????? ?????? ???????? ??? ???????? ??????????, ??? ????????????? ????????????????? ????????? ? ????????????? ? ???????-?????????.

?????????? ?????? ??????????????? ??????? ???????????? ????????? ? ???????? ?? ?? ??????????, ??????? ???? ???????? ??? ? 70-80-? ??., ????? ???? ????????, ??? ?????????????? ???????????? ?????????????? ????????????? ?????? ?? ??????? ?? ????????? ? ??????????????????. ?????? ??????? ?????????, ??? ? ??? ??? ??????????? ? ????????? ? ??????????????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????? ??????????, ? ? ????????? ????? ????????, ??? ???????, ?? ??????? ???????????? ???????????? ????? ??????????????? ? ?????????????????? ??????????????, ???? ??? ?????? ???????????? ? ????????? ? ???????????? ?? ????? ????????????.

? ????? ??????, ?????????????? ? ????????????????? ???????????? ?? ?????? ??????????????? ??? ??????????, – ?? ??????? ??????????? ???, ????? ??? ???????? ?? ?????? ??????? ?? ????? ? ??? ?? ????????, ? ?? ?????????? ????????? ???? ?????. ??????? ??????? ???????? ? ????? ? ???????, ????? ???????, ??? ???????-?????? ???????-?????????????? ????????????????? ????????????? ???????????? ? ??????????? ?? ?? ?????? ???????? ?????? ??? ????????????? ????????, ?? ??? ?? ??????, ??? ??? ????????? ?????? ?? ????? ??? ??????. ? ????????? ??????? ? ????? ????? ????????? ??? ? ???, ???? ??? ?? ???????? ?? ???? ? ????.

?????? ???????????? ??????????? ???????? ????????????, ??? ????, ???????? ??????? ?? ??????????? ??????? ??????? ????????, ?????????? ?????? ????????? ??????????????. ??????? ???? ?????????? ???????-?????? ???????-?????????????? ????????????????? ????????????? ?????????????? ???????????? ?? ??????-?? ??????? ??????????? ??? ?????????????, ??????? ????????? ????? ? ?????? ??????? ??????, ? ????? ?????? ?????????, ????????? ???? ??????. ? ???? ??? ??????? «???????? ?????????» ?????? ???????????? ????? ????? ?????? ??????????? ? ?????????? ????????. ? ?????? ???????, ???? ???????-?????? ???????-?????????????? ????????????????? ????????????? ???????????? ? ???????????, ??????????? ?? ?????? ?????? ????? ????????????, ???????? ??????????????? ??? ????????? ??????-?? ?????????, ??????????? ?????????? ????????? ???? ????????, ???????? ?? ?????????? ?????? (??????????????, ???????????????????, ???????????????, ???????????????? ? ?.?.) ????????????. ? ????? ?????? ?? ????????? ????????? ?? ?????? ???????? ????????????, ?? ? ??? ??????????????????? ? ??????? ???????????? ??????? ???????????? ???????????? ??????. «??????? ????????» ??????????? ???????????? – ??? ?? ?????, ???????????? ??????????? ????????? ??????? ??????????, ? ????? ???? ??????????, ?? ??????? ????? ??? ??????? ?????????? ???????, ??? ? ??????? ?????????. ??????? ? ????????? ????????? ??????????? ? ???????????? ????????????, ??????? ?? ??????????? ? «???????? ?????????», ?? ????? ??????? ????????? ??? ?? ????? ???????? ??????????? ?????, ??? ? ??? ????????????? ???????????????.

* *  *

? ?????????? ??????????? ???????????? ?? ???????????? I, II, III, IV ????, ? ????? ? ??????????????? ??????? ? ???????????? ??????? ? ????????? ???????? ??????? «??????». ????? ????, ? ????????? ??????? ?????? ??????? ????? ???????? ???????? ?????? ??????? ?????? ????????????? ? ????????????? ???? ??????? ??????, ??????????? ??????????????? ?????? ? ??????? ?? ?????????????, ?????????????? ? ??????????? ????????????, ?????? ???????? ?????? ? ???????? ? ????????????? ????? ?????? ? ?????? ???????, ?????? ????????? ??????? ???????????? ?????? ???????????? ? ????????????? ??????.

????? ?????? ?????????? ?????????

На 6-м курсе на одной из кафедр преподаватель задал вопрос нашей группе: «По какому принципу лекарства рекомендуют для лечения той или иной болезни?». Некоторые студенты предположили, что лекарства выбирают на основании механизма их действия, особенностей болезни и т.д. Это не совсем точные ответы. В наши дни лекарственные препараты выбирают в первую очередь по их эффективности. И делают это с помощью строгих научных методов. Сегодня вы узнаете:

  • какое исследование дешевле — продольное или поперечное,
  • что пустышки нравятся не только детям,
  • почему лечение вслепую считается наиболее ценным.

Современные методы лечения основываются на позициях доказательной медицины (evidence based medicine). «Медицину, основанную на доказательствах», также называют «клинической эпидемиологией». Доказательная медицина позволяет прогнозировать течение заболевания у конкретного больного на основании протекания многих аналогичных случаев, изученных с помощью строгих научных методов математической статистики.

Чтобы сделать какие-то выводы об эффективности или неэффективности лекарства, проводят исследования. Прежде чем лекарственный препарат попадет на проверку реальным пациентам, он проходит целый ряд опытов на живых тканях, животных и здоровых добровольцах. Более подробно об этих стадиях я расскажу отдельно в материале «Как разрабатывают лекарства». В конце эффективность и безопасность препарата проверяют на группе больных людей, такое испытание называется клиническим.

При подготовке клинического исследования ученые определяют контингент обследуемых, критерии отбора и исключения, методику анализа изучаемого явления и многое другое. Все это в совокупности называется дизайном исследования.

Виды клинических исследований

Существует 3 типа клинических исследований, имеющих свои преимущества и недостатки:

  • поперечные (одномоментные) исследования,
  • продольные (проспективные, лонгитудинальные, когортные) исследования,
  • ретроспективные исследования («случай — контроль»).

Теперь подробнее о каждом типе.

1) Поперечное (одномоментное) исследование.

Это однократное обследование группы пациентов. Можно получить, например, статистику заболеваемости и текущего протекания болезни в изучаемой группе. Напоминает фотографию, сделанную в определенный момент времени. Поперечное исследование стоит дешево, но по нему невозможно понять динамику болезни.

Пример: профилактический осмотр цехового врача на предприятии.

2) Продольное (проспективное, лонгитудинальное, когортное) исследование.

Терминология: от лат. longitudinalis — продольный.

Продольное исследование — это наблюдение за группой больных в течение длительного времени. На сегодняшний день такие исследования являются самими достоверными (доказательными) и поэтому проводятся чаще всего. Однако стоят они дорого и чаще всего выполняются в нескольких странах одновременно (т.е. являются интернациональными).

Почему продольные иследования называют также когортными? Когорта

  1. Тактическое подразделение легиона в Древнем Риме (со 2 века до н. э.). В легионе было 10 когорт, в когорте — 360—600 человек.
  2. В переносном смысле — крепко сплочённая группа людей.
  3. В клинической эпидемиологии когорта — это группа лиц, изначально объединенных каким-либо общим признаком (например: здоровые лица или больные на определенной стадии заболевания) и наблюдаемых в течение определенного периода времени.

Схема модели исследования в одной группе.

Среди проспективных исследований выделяют простые и двойные слепые, открытые и др., об этом подробнее — чуть ниже.

3) Ретроспективные исследования («случай — контроль»).

Эти исследования проводятся, когда надо связать факторы риска из прошлого с теперешним состоянием больного. Простейший пример: у больного случился инфаркт миокарда, участковый врач листает его карточку и думает: «Действительно, высокий холестерин в течение нескольких лет ничем хорошим не заканчивается. Надо будет чаще назначать больным статины».

Ретроспективные исследования дешевы, но обладают низкой доказательностью, т.к. сведения из прошлого не являются надежными (например, амбулаторную карточку могли заполнять задним числом или без осмотра больного).

Двойное слепое рандомизированное многоцентровое плацебо-контролируемое исследование

Как я упоминал выше, наиболее доказательными являются проспективные (продольные) исследования, именно поэтому они проводятся чаще всего. Наиболее достоверным на сегодняшний день из всех проспективных исследований является двойно?е слепо?е рандомизи?рованное многоцентрово?е плаце?бо-контроли?руемое испыта?ние. Название выглядит слишком научно, но ничего сложного в нем нет. Объясню термин по словам.

Что такое рандомизированное исследование? Слово произошло от англ. randomize — располагать в случайном порядке; перемешивать. Поскольку эффективность проверяемого препарата нужно с чем-то сравнивать, в каждом исследовании есть опытная группа (в ней проверяют необходимый препарат) и контрольная группа, или группа сравнения (пациентам из контрольной группы проверяемый препарат не дают). Забегая вперед, скажу, что исследование с контрольной группой называется контролируемым.

Рандомизация в данном случае — это СЛУЧАЙНОЕ распределение пациентов по группам. Крайне важно, чтобы исследователи в своих корыстных целях не могли собрать более легких больных в опытную группу, а более тяжелых — в контрольную. Существуют специальные методы рандомизации, чтобы в итоге различия между группами стали статистически недостоверными. О понятии «достоверность» в доказательной медицине я тоже расскажу дальше.

Что такое слепое и двойное слепое исследование? При одиночном слепом исследовании больной не знает, в какую группу он попал при рандомизации и какой препарат ему дают, но это знает медработник, который может непроизвольно или случайно выдать тайну. При двойном слепом исследовании ни врач, ни пациент не в курсе, что именно получает конкретный больной, поэтому такое исследование более объективно.

Примечание. Если по каким-то причинам использовать плацебо не получается (например, врач или больной легко могут узнать лекарство по его эффектам, например: MgSO4 при внутривенном введении дает непродолжительное ощущение сильного жара изнутри), проводят открытое исследование (и врач, и больной знают о том, какой именно препарат назначен). Однако открытое исследование намного менее достоверно.

Любопытно, что из общего числа больных в стационаре плацебо (лекарство-пустышка; плацебо имитирует лекарственный препарат, но активного вещества не содержит) помогает 25-35%, в случаях психических заболеваний — до 40%. Если прием плацебо у пациента имеет ярко выраженный положительный эффект, такие пациенты могут исключаться из исследования.

Вместо плацебо может применяться препарат, который хотят сравнить с проверяемым. В свою очередь, проверяемый препарат может приниматься в одном из 2 вариантов:

  • в параллельных группах: т.е. в одной группе принимают изучаемый препарат, а во второй (контрольной) — плацебо или препарат сравнения.

Схема модели исследования в параллельных группах.

  • в перекрестном исследовании: каждый пациент в определенной последовательности получает испытуемый и контрольный препарат. Между приемом этих препаратов должен быть свободный период, призванный «ликвидировать» последствия приема предыдущего препарата. Такой период называется «ликвидационным», или «отмывочным».

Схема «перекрестной» модели исследования.

Что такое контролируемое исследование? Как я упоминал чуть выше, это исследование, в котором имеется 2 группы больных: опытная группа (получающая новое лекарство или новый метод лечения) и контрольная группа (НЕ получающая его). Однако есть небольшая проблема. Если не давать лекарственный препарат больным из контрольной группы, они решат, что их не лечат, а потом обидятся и впадут в депрессию. Результаты лечения однозначно будут хуже. Поэтому исследователи дают контрольной группе плацебо — пустышку.

Виды контроля в доказательной медицине:

  1. По внешнему виду и вкусу плацебо благодаря специальным наполнителям без активного вещества напоминает проверяемый лекарственный препарат. Этот вид контроля называется плацебо-контролем (негативным контролем).
  2. Если же пациенту, принимающему плацебо, может быть нанесен существенный вред из-за отсутствия лечения, то плацебо заменяют на эффективный препарат сравнения. Такой вид контроля называется активным (позитивным). Активный контроль используется также в рекламных целях, чтобы показать, что новый препарат превосходит по эффективности уже имеющиеся.
  3. исторический контроль, или контроль по архивной статистике. Используется, когда эффективных методов лечения заболевания не существует, и сравнивать просто не с чем. В этом случае результаты лечения сравниваются с обычной выживаемостью таких больных.

    Примеры: некоторые виды лечения рака, операции по пересадке органов на ранних этапах развития трансплантологии.

  4. контроль исходного состояния. Пациентов обследуют, а результаты лечения сравнивают с исходным состоянием до экспериментального лечения.

Многоцентровым называют исследование, которое выполняется сразу в нескольких «центрах» — клиниках. Некоторые болезни довольно редки (к примеру, отдельные виды рака), и в конкретный момент времени в одном центре сложно найти нужное число пациентов-добровольцев, подходящих под критерии включения в исследование. Обычно такие исследования стоят дорого и проводятся в нескольких странах, являясь международными. Например, многие больницы Минска тоже принимали в них участие.

Контрольный период

В каждом исследовании должен быть контрольный (вводный) период, в течение которого пациент не получает испытуемое лекарство или препарат схожего типа действия, за исключением жизненно необходимых (например, нитроглицерин при стенокардии). В международных испытаниях в этот период обычно назначается плацебо.

Исследование без контрольного периода и рандомизации (случайного распределения по группам) не может считаться контролируемым, поэтому его результаты сомнительны.

В каждом исследовании должны быть четко изложены критерии включения и исключения пациентов из исследования. Чем лучше они продуманы, тем достовернее получатся результаты. Например, исследуя эффективность ?-блокаторов как антиишемических препаратов, мы должны исключать из исследования пациентов, принимающих другие препараты со сходным действием: нитраты и(или) триметазидин.

Недостатки контролируемых рандомизированных исследований

1) Нерепрезентативность отобранной группы, т.е. неспособность данной выборки правильно отражать свойства всей популяции. Другими словами, по этой группе пациентов нельзя делать правдивые выводы о всех больных с данной патологией.

Как я указывал чуть выше, существуют строгие критерии включения и исключения пациентов из исследования. Это нужно для получения однородности групп пациентов, которые можно будет сравнивать. Обычно это не самые тяжелые больные, т.к. у тяжелобольных нельзя выполнить строгие требования контролируемых исследований: наличие контрольного периода, прием плацебо, тесты с нагрузкой и т.д.

Например, в исследовании RITA (1993 год) сравнивали результаты чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластики (расширение суженной артерии с помощью раздувания мини-баллона в ее просвете) с аортокоронарным шунтированием (создание обходного пути для тока крови мимо суженного участка артерии). Из-за того, что в исследование было включено лишь 3% больных из числа подвергнутых коронарной ангиографии, его результаты нельзя распространять на оставшиеся 97% пациентов. Выборка нерепрезентативна.

2) Конфликт интересов.

Когда фирма-производитель вкладывает огромные деньги в клинические испытания своего препарата (т.е. фактически оплачивает работу исследователей), с трудом верится, что автор не приложит максимум усилий для получения положительного результата.

По этим причинам результаты единичных исследований не могут считать абсолютно надежными.

Продолжение: как проводятся клинические испытания лекарств.

Главная страница >  Клинические исследования >  Виды клинических исследований

|    Документы клинического исследования   |    Что такое клиническое исследование?   |    Виды клинических исследований   |    Фазы клинических исследований   |   

Пилотное исследование предназначено для получения предварительных данных, важных для планирования дальнейших этапов исследования (определение возможности проведения исследования у большего числа испытуемых, размера выборки в будущем исследовании, необходимой мощности исследования и т.д.).

Рандомизированное клиническое исследование, в котором пациенты распределяются по группам лечения случайным образом (процедура рандомизации) и имеют одинаковую возможность получить исследуемый или контрольный препарат (препарат сравнения или плацебо). В нерандомизированном исследовании процедура рандомизации не проводится.

Контролируемое (иногда используется синоним «сравнительное») клиническое исследование, в котором исследуемое лекарственное средство, эффективность и безопасность которого до конца еще не изучены, сравнивают с препаратом, эффективность и безопасность которого хорошо известны (препарат сравнения). Это может быть плацебо, стандартная терапия или отсутствие лечения вообще. Внеконтролируемом (несравнительном) исследовании группа контроля / сравнения (группа испытуемых, принимающих препарат сравнения) не используется. В более широком смысле под контролируемым исследованием имеется в виду всякое исследование, в котором контролируются (по возможности минимизируются или исключаются) потенциальные источники систематических ошибок (т. е. оно проводится в строгом соответствии с протоколом, мониторируется и т.д.).

При проведении параллельных исследований испытуемые в различных группах получают либо только изучаемое лекарственное средство, либо только препарат сравнения / плацебо. В перекрестных исследованиях каждый пациент получает оба сравниваемых препарата, как правило, в случайной последовательности.

Исследование может быть открытым, когда все участники исследования знают, какой препарат получает пациент, и слепым (замаскированным), когда одна (простое слепое исследование) или несколько сторон, принимающих участие в исследовании (двойное слепое, тройное слепое или полное слепое исследование) держатся в неведении относительно распределения пациентов по группам лечения.

Проспективное исследование проводится с делением участников на группы, которые будут или не будут получать исследуемое лекарственное средство, до того, как наступили исходы. В отличие от него, вретроспективном (историческом) исследовании изучаются исходы проведенных ранее клинических исследований, т.е. исходы наступают до того, как начато исследование.

В зависимости от количества исследовательских центров, в которых проводится исследование в соответствии с единым протоколом, исследования бывают одноцентровыми и многоцентровыми. Если исследование проводится в нескольких странах, его называют международным.

В параллельном исследовании сравниваются две или более группы испытуемых, одна или более из которых получают исследуемый препарат, а одна группа является контрольной. В некоторых параллельных исследованиях сравнивают различные виды лечения, без включения контрольной группы. (Такой дизайн называют дизайном независимых групп).

Когортное исследование — это обсервационное исследование, в котором выделенную группу людей (когорту) наблюдают в течение некоторого времени. Исходы у испытуемых в разных подгруппах данной когорты, тех кто подвергался или не подвергался (или подвергался в разной степени) лечению исследуемым препаратом сравниваются. В проспективном когортном исследовании когорты составляют в настоящем и наблюдают их в будущем. В ретроспективном (или историческом) когортном исследовании когорту подбирают по архивным записям и прослеживают их исходы с того момента по настоящее время.

В исследовании случай-контроль (синоним: исследование сходных случаев) сравнивают людей с определенным заболеванием или исходами («случай») с людьми из этой же популяции, не страдающими данным заболеванием, или у которых не наблюдался данный исход («контроль»), с целью выявления связи между исходом и предшествующему воздействию определенных риск-факторов. В исследовании серии случаев наблюдают несколько индивидуумов, обычно получающих одинаковое лечение, без использования контрольной группы. В описании случая (синонимы: случай из практики, история заболевания, описание единичного случая) ведется исследование лечения и исхода у одного человека.

В настоящее время предпочтение отдается такому дизайну клинического исследования лекарственных средств, при котором обеспечивается получение наиболее достоверных данных, к примеру, при проведении проспективных контролируемых сравнительных рандомизированных и, желательно, двойных слепых исследований.

В последнее время роль клинических исследований лекарственных средств возросла в связи с внедрением в практическое здравоохранение принципов доказательной медицины. И главным среди них является принятие конкретных клинических решений для лечения пациента на основе строго доказанных научных данных, которые могут быть получены в ходе хорошо спланированных, контролируемых клинических исследований.

01.04.2007 – Передается ли рак по наследству?

Необходимо отметить, что спорадические мутации, возникающие в течение жизни, также достоверно чаще встречаются у лиц, у которых один, либо несколько родственников имели опухоль толстой кишки (семейный анамнез). По видимому, это связано с тем, что ими наследуется некая склонность к мутированию в генах, ответственных за состояние слизистой оболочки, что и вызывает опухоль. …

01.04.2007 – Как снизить верояность азвития рака тостой кишки?

Исследования показали, что употребление в пищу большего количества овощей (картофель, салат, капуста, бобовые), благодаря содержанию в них пищевых волокон (клетчатки), эффективно предотвращают развитие толстокишечного рака. Специалисты также советуют употреблять в пищу меньшее количество жиров, есть больше рыбы и “белого” мяса (например, птицы). …

18.06.2006 – Как снизить токсичность химиотерапии?

Химиотерапия – это метод лечения злокачественных новообразований с помощью цитотоксических (ядовитых для клеток) лекарственных веществ. К сожалению, химиопрепараты действуют не только на больные, но (хотя и в меньшей степени) и на здоровые клетки….

Комментарии

1 сентября 2015 г. Bayer HealthCare и ее партнер по развитию Janssen Pharmaceuticals объявили результаты исследования реальной клинической практики XANTUS.

Какова была необходимость в проведении исследования XANTUS при наличии убедительных результатов масштабного исследования III фазы ROCKET AF?

XANTUS является первым международным проспективным исследованием, дающим информацию о применении препарата Ксарелто (ривароксабан) у широкой популяции пациентов с неклапанной фибрилляцией предсердий (ФП) и различным риском тромбоэмболических осложнений (CHADS2 от 0 до 6).

ROCKET AF

Рандомизированное
проспективное
исследование

Исследование III фазы ROCKET AF отражает картину
реальной российской клинической практики.

В исследовании ROCKET AF препарат Ксарелто был изучен в популяции
пациентов с неклапанной ФП и наличием множественной
сопутствующей патологией , то есть популяции пациентов с наиболее
высоким риском как инсульта, так и кровотечений.

Средний балл по шкале CHADS2 составил 3,5 – больше, чем в
исследованиях других новых ОАК.

При этом на фоне терапии Ксарелто в сравнении с варфарином,
отмечалось снижение относительного риска инсульта на 21%*, а также
относительного риска внутричерепных кровотечений на 33%,
кровотечений в жизненно важные органы на 31% и кровотечений с
летальным исходом на 50%

XANTUS

Наблюдательное
проспективное
исследование

В исследование XANTUS была включена популяция пациентов, как с
высоким, так и низким риском инсульта.
Таким образом, Ксарелто широко изучен у пациентов, как с высоким, так и
низким риском инсульта (CHADS2 от 0 до 6).

Исследование XANTUS было разработано компанией Bayer HealthCare по согласованию с Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA), с целью оценить безопасность и эффективность Ксарелто в отношении профилактики инсульта у 6 784 пациентов с неклапанной ФП из 311 центров во всей Европе (включая Россию), Канаде и Израиле в повседневной клинической практике.

Все решения о лечении и дозировке препарата принимались лечащим врачом. За пациентами наблюдали в течение одного года или до 30 дней после преждевременного прекращения лечения.

Кровотечения и тромбоэмболические события централизованно оценивались Независимым оценочным комитетом.

Ключевые результаты исследования XANTUS:

  • Частота возникших на фоне лечения больших кровотечений у пациентов была низкой и составила 2,1 случая на 100 пациенто-лет. Этот показатель согласуется с данными исследования ROCKET AF и другими наблюдательными исследованиями, имеющими различный дизайн и подтверждает предсказуемый благоприятный профиль безопасности Ксарелто.
  • Абсолютное большинство больших кровотечений лечились консервативно, специфические гемостатические средства использовались в единичных случаях.
  • Лечение Ксарелто было связано с низкой частотой тромбоэмболических событий таких как инсульт/системная эмболия, ТИА, инфаркт миокарда, что соответствует данным по эффективности, полученным в клиническом исследовании III фазы
  • Исследование XANTUS также подтвердило высокие показатели постоянства терапии и удовлетворенности лечением Ксарелто:
    • 80% пациентов продолжали принимать препарат в течение года
    • 75% пациентов были удовлетворены/очень удовлетворены лечением

Таким образом, результаты наблюдательного проспективного исследования XANTUS свидетельствуют о низкой частоте кровотечений и других нежелательных явлений на фоне терапии Ксарелто.

Данные полученные в наблюдательном проспективном исследовании XANTUS соответствуют результатам рандомизированного исследования III фазы ROCKET AF и данным других наблюдательных исследований, имеющих различный дизайн, что подтверждает предсказуемые благоприятные профили безопасности и эффективности ривароксабана в повседневной клинической практике.

Литература

  1. Patel MR et al. N Engl J Med. 2011;365(10):883-891.
  2. Connolly SJ et al. N Engl J Med. 2009;361(12):1139-1151.
  3. Granger CB et al. N Engl J Med. 2011;365(11):981-992.
  4. Robert P. Giugliano et al. N Engl J Med 2013;369:2093-104.
  5. Camm AJ et al. Eur Heart J 2015; doi: 10.1093/eurheartj/ehv466
  6. Camm AJ et al. Vasc Health Risk Manag 2014;10:425-434.
  7. Beyer-Westendorf et al. Blood 2014;124(6); 955-962.
  8. Tamayo S et al. Clin Cardiol. 2015;38(2):63-68;
  9. Cunningham A et al. Pharmacoepidemiol Drug Saf. 2011; 20(6):560-566.

Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Оставить комментарий

Твоя печенка